29.05.2013

«Опора или ненужный костыль»?

Некоммерческий сектор, или как его еще называют «третий сектор», в России играет весомую роль в формировании качественной социальной среды, реализации важных социальных задач, стоящих перед государством.  Однако на деле некоммерческие организации (НКО) – непризнанный партнер государства, что не позволяет в полной мере реализовать «третьему сектору» всех своих возможностей.

Мнение директора Фонда "Петропавловск" Глеба Кузнецова о состоянии и перспективах развития НКО в России частично опубликовано в приложении «Ведомости. Форум» (статья «Игроки: Опора или ненужный костыль?»), подготовленном по итогам IX ежегодной конференции «Благотворительность в России» газеты «Ведомости»  (19 апреля 2013 г.). Материал доступен в разделе «СМИ о нас» .

Ниже мы приводим полный текст авторской статьи Глеба Кузнецова.

Эффективность некоммерческого сектора в России.

Состояние и перспективы

Глеб Кузнецов

Спорить с тем, что в России сегодня некоммерческий сектор – важный субъект развития социальной среды, никто не берется. На счету НКО спасенные жизни людей, акции помощи отдельным категориям граждан, восстановленные и вновь построенные объекты социальной инфраструктуры и многое другое. Однако, обсуждая эффективность «третьего сектора» в России, мы должны помнить, что его состояние отличается от такового в т.н. «развитых странах» не в разы, а на порядки. Это касается как инвестируемых денег, так и самого значения сектора для общества, государства, бизнеса в широком смысле. Именно это и заставляет нас взглянуть на проблему шире. Оценить не вклад отдельно взятой организации или жертвователя в развитие, благоустройство, преобразование социальной среды, а эффективность сектора НКО в России в целом.

Проблем тут много. Я остановлюсь на ключевой, тем более, что она имеет как количественное, так и психологическое, репутационное измерение. Это проблема недооценки роли, значения и, самое главное, потенциала НКО в выполнении ключевых социальных задач, стоящих перед современным государством.  Возлагая на себя зачастую базовые социальные функции государства, в российской практике НКО выполняют роль «костыля», опоры, но опоры нелюбимой, воспринимаемой как обременение, как нечто ненужное «здоровому организму» и то, от чего с удовольствием откажутся, когда социальный организм «выздоровеет». Для иллюстрации – всего одна цифра: в развитых странах объем государственного софинансирования проектов НКО составляет 48,2%, в то время как в России эта доля в 10 раз меньше – 4,7%.

Справляясь с ролью опоры достаточно эффективно, НКО – как и надлежит «костылю» -  при этом существуют отдельно, не являясь важной деталью механизма социального партнерства, реализации социальных проектов, как то существует в практике развитых стран.  Фактически сектор выступает «Робин Гудом» социальной реальности, устраняя ее перекосы на свой страх и риск. Отсутствует поддержка и готовность государства делегировать соответствующие полномочия и функции. Более того, при всех плюсах социальных изменений, которые реализуют НКО, репутация у отрасли – крайне неоднозначная.

Тем не менее, в России уже есть примеры, когда НКО не только «делают хорошие дела» и гордятся «счастливыми лицами детей» – а именно это зачастую презентуется как главный критерий эффективности НКО моими коллегами; но позволяют экономить бюджетные деньги, вводят в оборот новые социальные услуги, создают действительно новое качество жизни, находясь в равноправном партнерстве с государством, становясь настоящим «водителем ритма» социальных изменений. Примеры – в каждодневной работе общественных организаций. Будь то приобретение медицинского оборудования для модернизации технической базы одной из больниц г. Благовещенск, которое обошлось возглавляемому мной Фонду «Петропавловск» почти в 3 раза дешевле, чем приобретения того же самого оборудования, но за государственный счет через тендер в одном из соседних с Амурской областью субъектов федерации. Софинансирование капитального ремонта детских садов в ряде регионов России, которое ведется в рамках социальной программы «Территория РУСАЛа» в сотрудничестве с муниципальными и региональными организациями. Титаническая работа Фонда «Подари жизнь» по введению в российскую медицинскую практику технологий лечения и незарегистрированных в России жизненно важных препаратов для детей с онкологическими заболеваниями. Восстановление усилиями местных предпринимателей важнейшего инфраструктурного городского объекта – единственного моста, соединяющего две части города Шарья (Костромская область). Восстановительные работы обошлись инициаторам примерно в полмиллиона, в то время как по расчетам же властей, «официальные» работы стоили бы бюджету почти 14 млн руб.

Приведенные примеры много говорят о реальных возможностях «некоммерческого сектора». Но как их реализовать, сделать отрасль по-настоящему эффективной, обеспечить «взрывной» характер развития и рост финансирования? А именно так должна формулироваться «сверхзадача» в России, которая по Конституции является социальным государством, но которой все тяжелее и тяжелее выполнять социальные функции «в одиночку» из-за снижения сырьевых доходов и роста бюджетной нагрузки.  Формат не позволяет мне раскрыть предлагаемые тезисы, но, надеюсь, простое формулирование направлений развития окажется полезным для законодательного и организационного поиска: 

1. Стимулировать финансовую обеспеченность и возможности НКО. В частности:

Стимулировать использование инструментария НКО коммерческими компаниями при реализации корпоративной социальной ответственности;

Разработать механизмы «государственно-частного партнерства» для НКО при мероприятиях, связанных с государственными закупками и выполнении государственных контрактов. Партнерство НКО и государства – и тому есть примеры – способно в разы сократить затраты на реализацию общественно значимых проектов;

Совершенствовать и стимулировать механизм формирования целевого капитала НКО, допустить формирование (софинансирование) целевого капитала с привлечением государственных средств;

2. Упростить и упорядочить деятельность НКО;

Максимально упростить систему отчетности для НКО, бюджет которых сформирован из частных средств после налогообложения;

Законодательно утвердить порядок финансовой и бухгалтерской отчетности для НКО, не допускающий интерпретаций и разночтений различными проверяющими органами;

Проработать механизмы налоговых льгот для целевого капитала при его формировании и\или налоговых льгот при хозяйственной деятельности НКО, связанной с использованием целевого капитала (например, освобождение от налога на прибыль);

3. Способствовать вовлечению в совместную социальную деятельность государства и НКО максимально широких слоев населения и, прежде всего, молодежи и элит:

Обязать государственные социальные учреждения (школы, детские дома, больницы) организовывать Попечительские советы, что позволит вовлечь максимально широкие слои элит, прежде всего элит муниципальных и региональных, в социальную деятельность;

Придать Попечительским советам контрольные функции. Напрямую и максимально жестко связать эффективность расходования бюджетных и привлечение небюджетных средств инструментарием НКО с репутациями членов Попечительских советов – муниципальных и региональных политиков и бизнесменов;

Обусловить успешность первых шагов в карьере на госслужбе и в политике участием в социальной работе и\или работе в НКО. Разработать дополнительные механизмы социализации через участие в НКО и социальной сфере для молодых людей – например, софинансирование государством образовательных кредитов и\или обеспечение дополнительных бюджетных мест в ВУЗах для сотрудников НКО и волонтеров социальных учреждений.

 

Будущие поколения Образование Культура Спорт Качество жизни Фабрика мысли Карта сайта Контакты

© 2011  Фонд поддержки социально-ориентированных проектов и программ “Петропавловск”

 

Дизайн - РА “TESSART”    InfoDesigner InfoDesigner